Исследователи находят новый способ обнаружения кислорода на экзопланетах

На фото: Концептуальное изображение водоносных экзопланет с богатой кислородом атмосферой. NASA / ГЦКП

Согласно новому исследованию, еще до его запуска в 2021 году исследователи обнаружили новый способ использования космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) НАСА для поиска признаков кислорода на удаленных экзопланетах.

В исследовании отмечается, что, просматривая сигналы молекул кислорода, сталкивающихся в атмосферах этих далеких планет, ученые могли «различать живые и неживые планеты», говорится в заявлении, сопровождающем исследование.

«До нашей работы считалось, что кислород на тех же уровнях, что и на Земле, невозможно обнаружить с помощью Уэбба», - сказал Томас Фауч из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. «Этот кислородный сигнал известен с начала 1980-х годов из исследований атмосферы Земли, но никогда не изучался для исследований экзопланет».

Используя JWST, исследователи будут искать световые паттерны в атмосфере планеты; когда молекулы кислорода сталкиваются, они блокируют часть спектра инфракрасного света, видимого телескопом, указывая на их присутствие.

Если бы исследователи могли обнаружить сталкивающиеся молекулы кислорода с помощью JWST, вполне возможно, что эти планеты могут содержать организмы, которые используют фотосинтез для преобразования солнечного света в энергию. Также возможно, что кислород может быть на планете, у которой вообще нет жизни, поэтому новая техника важна, согласно астробиологу Калифорнийского университета в Риверсайде Эдварду Швитерману.

«Кислород является одной из самых захватывающих молекул для обнаружения из-за его связи с жизнью, но мы не знаем, является ли жизнь единственной причиной кислорода в атмосфере», - сказал Швитерман. «Эта техника позволит нам находить кислород на планетах, как живых, так и мертвых».

Если бы кислород присутствовал на экзопланете, которая не принимала жизнь, это могло бы быть из-за того, что он находится за пределами «обитаемой зоны», где атмосфера теплее среднего, или в нем было много водяного пара из испаряющихся океанов, исследователи добавлено.

«Важно знать, генерируют ли и сколько мертвых планет атмосферный кислород, чтобы мы могли лучше узнать, жива планета или нет», - добавил Швитерман.

Исследование было опубликовано в научном журнале Nature Astronomy.

JWST, долгожданный преемник космического телескопа Хаббла, был окончательно собран в августе после объединения двух половин телескопа в Редондо-Бич, штат Калифорния.

Следующие шаги для телескопа включают инженеров, развертывающих пятислойный солнцезащитный экран, который, по словам НАСА, «предназначен для того, чтобы зеркала и научные приборы Вебба оставались холодными, блокируя инфракрасный свет от Земли, Луны и Солнца». Космическое агентство добавило, что развертывание солнечный щит «имеет решающее значение для успеха миссии».

После окончательных испытаний, в том числе испытаний на окружающую среду и развертывание, телескоп стартует в космос в 2021 году, взяв на себя ответственность за Хаббл, который продолжает делать невероятные открытия с момента его запуска в космос в апреле 1990 года.