Первой внешнеполитической вестью в начале года была информация пресс-службы президента Белоруссии о том, что состоялся телефонный разговор между армянским и белорусским президентами. И что Александра Лукашенко пригласили посетить Ереван, причем, до конца января. По некоторым данным, предварительно была согласована и дата – 23 января. Однако, вместо обещанного вояжа белорусской делегации в Ереван теперь в Минске ждут гостя из… Баку. После отъезда гостившего Игоря Иванова, белорусский МИД вдруг сообщил, что в Белоруссию собирается приехать глава правительства Азербайджана.
Как известно, уже более десяти лет отношения между двумя закавказскими республиками – Азербайджаном и Арменией – остаются в тлеющем состоянии войны. А лидер Нагорного Карабаха, из-за которого весь сыр-бор разгорелся, сегодня является президентом Армении. И, пожалуй, пресс-секретарь МИД Белоруссии проявляет фальшивую скромность, когда заявляет, что никакой чрезвычайной ситуации во внешней политике Беларуси не наблюдается. По его словам, просто проводится планомерная, конструктивная работа по расширению «наших контактов».
О причинах отмены намечавшегося визита главы белорусского государства в Ереван, представитель МИД до сих пор не сказал ни слова. (Впрочем, как и о пребывании того же главы, если верить информации МВД Австрии и Радио Свобода, в те январские дни в Австрии, а не в Армении).
Очевидно, ничего чрезвычайного в Минске не увидели и тогда, когда неожиданно был отменен февральский визит министра иностранных дел Ирана. Как сказал мидовский пресс-секретарь, «по техническим причинам». Перечисленные странности с нестыковками в «наших контактах» напоминают чем-то попадание в бермудский, а в нашем случае, кавказский треугольник. Похоже, минские стратеги тут запутались.
А может быть, это какие-то хитроумные действия в русле координации внешней политики Москвы и Минска, программу которой подписали во время приезда в начале февраля в белорусскую столицу Игоря Иванова?
До сих пор присутствие Белоруссии в закавказском регионе наблюдалось только под цветами армянского триколора. Белоруссия считается форпостом Договора о коллективной безопасности на западе, а Армения на юге. Именно эти две страны ОДКБ непосредственно граничат с НАТО. Теперь, как полагают минские стратеги, первый в истории взаимоотношений двух стран СНГ- Белоруссии и Азербайджана, официальный визит в Минск высокого гостя из Баку призван обогатить двусторонние отношения и ситуацию в регионе.
Не исключено, что мающийся во внешнеполитической самоизоляции белорусский режим попытается выступить с какими-нибудь оригинальными инициативами по проблемам данного региона. Попытки Лукашенко сыграть роль посредника уже проявлялись в отношении приднестровского конфликта, югославского и даже накануне иракской войны.
Следует также отметить, что несколько лет назад с рабочим визитом в Баку приезжал белорусский премьер. Тогда им был Владимир Ермошин, работающий сегодня, по неофициальной информации, в Москве директором на одном из российских предприятий. Так вот, тогда обе стороны признали свою неудовлетворенность уровнем двусторонних отношений – вернее, их отсутствием. Видимо, сделав выводы, позже в Минске появился Офис Азербайджана. Именно так: не посольство, не торговое представительство, а Офис. Говорят, в нем работает один сотрудник. В Баку же никакого белорусского представительства до сих пор нет. Среди главных причин называются финансовые. К тому же, из трех закавказских республик посольство Белоруссии открыто только в Ереване.
О сегодняшнем состоянии отношений Белоруссии со странами закавказского треугольника свидетельствует и такой факт. На недавно прошедших инаугурациях новых президентов в Баку белорусскую делегацию возглавлял глава президентской администрации Урал Латыпов. А в Тбилиси никто. По некоторым данным, представителей официального Минска туда вообще не приглашали. Понятно, что об этом ни белорусский МИД, ни другие предпочитают вслух не говорить.
Проявлением многовекторной внешней политики Минска на закавказском направлении призвано стать запланированное на 12 февраля 2004 года заседание белорусской части Межправительственной Белорусско-Азербайджанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Будет оценено состояние двустороннего экономического взаимодействия. Обсудят и перспективы белорусско-азербайджанского сотрудничества в торгово-экономической сфере. Общепризнано, что азербайджанская диаспора в Беларуси весьма активна и влиятельна в бизнесе.
Заседание белорусской части Комиссии состоится в преддверии проведения первого совместного заседания Межправительственной Белорусско-Азербайджанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое планируется провести в конце февраля – начале марта 2004 года. А там и азербайджанский премьер в Минск подоспеет. Судя по всему, каких-либо значимых политических вопросов во время визита главы правительства Азербайджана в Минске обсуждаться не будут. Если недавний визит президента Алиева в Москву ничего сенсационного не преподнес, то что такого особенного, в политическом плане, может принести официальный визит азербайджанского премьера в Минск?
Несмотря на то, что карабахской проблемой призвана заниматься так называемая Минская группа ОБСЕ, вряд ли в ее работе может себя проявить МИД Белоруссии. Ему бы с самим ОБСЕ наладить ровные отношения. Тем не менее, признаки активности Минска в закавказском регионе заслуживают внимания. Ведь в последнее время, несмотря на декларации о координации работы внешнеполитических ведомств России и Белоруссии, их национальные интересы, в том или ином регионе стали не всегда совпадать. Особенно на фоне возрастающего, как отмечают западные наблюдатели, бесцеремонного отношения Москвы к бывшим советским республикам. С некоторых пор, такие суждения стали модны и в правящих кругах Белоруссии.
По официальным данным, в 2003 году товарооборот Белоруссии с Азербайджаном увеличился на 56,1 процента и составил 10,5 млн. долларов США. Белорусский экспорт в Азербайджан увеличился почти в два раза, импорт сократился на 22,6 процента. Сальдо торгового баланса для Белоруссии сложилось положительным в размере 7 млн. долларов. На первом месте азербайджанского импорта в Белоруссию пока значатся крепкие спиртные напитки и спирты ациклические. Надо полагать, обе стороны постараются значительно расширить этот перечень.
Роман Яковлевский