«Удалёнка», стрессы и мотивация

«Удалёнка», стрессы и мотивация

«Удалёнка», стрессы и мотивация

Возможно, в будущем социологи и психологи еще изучат феномен «удаленки» подробнее, но кое-какие выводы можно сделать уже сегодня. Вряд ли кто-то сомневается в том, что пандемия и связанные с ней социальные факторы повлияли на отношение людей к работе. Психологи уже сейчас отмечают, - вынужденная «удалёнка» плохо сказалась на мотивации к успешному труду. Так, по данным опросам компании «Мегаплан», проводившегося среди 1655 сотрудников и владельцев компаний из малого и среднего сегмента, почти у половины из них в 2020 году эта мотивация резко снизилась, у 30 процентов она никак не изменилась, а 22 процента респондентов заявили, что из-за карантинных ограничений они стали работать даже усерднее, чем до пандемии.

Самое интересное, - после того, как компании перевели часть сотрудников на «удаленку», почти 50 процентов из «удаленных» отметили, что работа вне офиса никак не сказалась на эффективности их труда. Более того, работу дома многие посчитали куда более комфортной, чем в офисе. Только менее 16 процентов опрошенных считают, что стали работать хуже, а более 35 процентов не видят вообще никакой разницы между работой дома и в офисе.

Если еще весной многие опасались, что на «удаленке» им придется работать больше, то уже к осени выяснилось, что рабочая нагрузка осталась практически такой же. Только у 25 процентов опрошенных объем работы увеличился, а 32 процента считают рост нагрузки незначительным и малозаметным.

Психологи считают, что примерно для 40 процентов работников, переведенных на «удалёнку», негативным фактором стало отсутствие постоянного контроля со стороны начальства. Компании, которые в свое время не обзавелись CRM-системой, и где не было таск-менеджеров,  быстро пожалели об этом, поскольку большинство сотрудников привыкли к постоянному непосредственному контролю.  В результате производительность и качество труда заметно снизились. Это отрицательно сказалось на эффективности работы компаний, и как следствие, – на их доходах, и, естественно, на доходах сотрудников. Очевидно и это, – наряду с инфляцией и девальвацией рубля, -  внесло свою лепту в снижение реальных доходов россиян. А если верить Росстату, то реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам прошедшего года сократились на 3,5 процента в годовом выражении. В сравнении с относительно благополучным 2013 годом, доходы населения страны отстают на 10,6 процента, и, скажем, откладывать деньги в 2020 году могли лишь 28 процентов работающих россиян. Возможно, дело выправится в 2021 году, - во всяком случае, Минэкономразвития обещает рост реальных доходов на те же 3 процента.  

Напомним, что еще недавно компании в Москве должны были переводить на «удаленку» как минимум 30 процентов сотрудников. Сейчас, после вышедшего 27 января собянинского распоряжения о снятии ряда связанных с пандемией ограничений, это требование отменено. Но, видимо, мы еще не скоро увидим полные офисы, - многие компании не торопятся возвращать работников с «удаленки», а большинство склоняется к гибридному формату, когда в офисе присутствует только небольшая часть сотрудников, либо приходят все, но не каждый день. Лишь 25 процентов компаний планируют полностью вернуться к работе оффлайн.

Вообще, дистанционный формат оказался  популярным среди работодателей.  По данным декабрьского опроса сервиса hh.ru, 27 процентов компаний, которые в разгар пандемии  полностью или частично перешли на «удаленку», решили ее сохранить, как минимум, до 1 июля, а 41 процент столичных компаний уже вернули сотрудников в офисы, люди работают либо постоянно, либо время от времени возвращаются к дистанционному формату. Еще выше доля вернувшихся к работе оффлайн – 54 процента - среди региональных компаний. Но в той же Москве 22 процента компаний вообще не собираются возвращать работников с «удаленки», а 4 процента работодателей вернут сотрудников в офисы не раньше мая нынешнего года. Впрочем, практически все работодатели не очень уверены в своих прогнозах, тут все будет зависеть от ослабления, либо от усиления пандемии, и связанных с этим возможных ограничений.  

Потенциальные работники тоже не торопятся в офисы: судя по объявлениям на «Работа.ру»,  в прошлом году на 44 процента по сравнению с 2019 годом увеличилось количество вакансий с пометкой «удаленная работа». Пока компании стараются придерживаться «гибридного» графика, – часть рабочей недели сотрудники проводят в офисе, часть – работают дистанционно из дома. Это выгодно работодателям, поскольку резко уменьшает расходы на содержание офисов, но, правда, далеко не все компании могут работать дистанционно или даже «гибридно». Если это могут себе позволить, скажем, коммуникационные и digital-агентства, образовательные, консалтинговые и юридические фирмы или финансовые онлайн-платформы, то там, где есть реальное производство, станки по домам не растащишь, и работать можно только в оффлайн-формате. Очевидно, сохранение нынешнего тренда приведет к тому, что компании разделятся еще и по способам организации работы: онлайн, оффлайн и «гибрид».

В принципе, «удаленка» полезна всем, - людям теперь приходится меньше пользоваться личным и общественным транспортом, разгружаются транспортные артерии, экономится масса времени, которое уже не надо тратить на дорогу в офис и домой. Если в офисе периодически работают только 15-20 процентов сотрудников, это снижает и накладные расходы работодателя на содержание офисного помещения. В конце концов, «удаленка» хороша и как эффективное средство защиты от массового инфицирования, - собственно, для того она и задумывалась.

Конечно, с течением времени, когда исчезнет коронавирусная угроза, работодатели будут постепенно возвращаться к оффлайн-режиму. Другой вопрос, как это скажется на работниках, привыкших трудиться дома. Так, работодателям придется быть готовыми к тому, что снижение рабочей активности сотрудников первое время может быть сравнимо со снижением рабочей активности сразу после возвращения из отпуска.

Во всяком случае, психологи предрекают массу конфликтных и стрессовых ситуаций,  особенно первое время после возвращения в офис большинства сотрудников. Придется смириться с тем, что на первых порах люди будут раздражительными, - за год многие просто отвыкли от работы в коллективе, от раннего вставания и долгой дороги на работу. А есть еще и «отвычка» от налаживания коммуникаций, да и от шума на работе. Такое дискомфортное состояние вряд ли улучшит рабочую атмосферу. Внесет свою долю негатива и необходимость все время носить маску и перчатки, - дома-то, на «удаленке», этого можно было и не делать.

Очевидно, работодателям лучше проводить возвращение в офисы не одномоментно, а исподволь, чтобы люди постепенно привыкали к «старому новому» режиму работы. Скажем, первое время сотрудники могут приходить в офис не ежедневно, а два-три раза в неделю, - так можно быстрее и без всяких конфликтов втянуться в рабочий режим. Хорошо бы в это время и снизить рабочую нагрузку. Не помешает и общая встреча перед первым рабочим днем оффлайн, - это поможет сотрудникам быстрее перенастроиться с домашнего режима работы на офисный.

Оценить статью
(0)