Новогодняя схема: россиян стали обманывать по-новому

Новогодняя схема: россиян стали обманывать по-новому

Новогодняя схема: россиян стали обманывать по-новому

Прошедшие новогодне-рождественские праздники принесли с собой не только радости, но и огорчения. Расстарались мошенники, эти стахановцы жульнического труда, трудоголики, не знающие покоя ни днем, ни ночью. В этом смысле далеко впереди всей мошеннической братии – банковские аферисты, трудившиеся все праздники, и успевшие собрать неплохой «навар» с доверчивых сограждан.

В принципе, «новогодняя» схема мало чем отличалась об обычной, будничной. Вам  звонят якобы из банка, и рассказывают о новом предложении, - например, о валютном вкладе на супервыгодных условиях. Как правило, на удочку в это время почему-то попадались клиенты крупных банков, обычно проявляющие бдительность. Очевидно, злую шутку сыграла с ними праздничная «расслабуха». Во всяком случае, многие поверили в сказочку «сотрудника банка» о «выгодном валютном вкладе только для вас». Мошенники втягивают потенциальную жертву в разговор, в ходе которого вдруг выясняется, что «на сайте нашего банка пока нет такой информации о вкладе, но она доступна клиентам по ссылке». Вам сбрасывают ссылку на фальшивый, но очень похожий на банковский, сайт, и предлагают указать ваши данные «для входа в личный кабинет». Указав эти данные, вы фактически передаете в руки мошенников ваш логин и пароль.  С такими данными обчистить счет – дело техники, а с этим у жуликов все в порядке.

Психологи отмечают, что в праздники мошенники резко меняют тактику, основываясь на методах социальной инженерии. Так, если в будни аферисты обычно пугают клиентов, - «на вашем счете замечена подозрительная активность», «кто-то пытается взять кредит от вашего имени», и прочая лабуда, - то в праздники вам предлагают подарочек, тот же вклад с повышенной процентной ставкой. Многих сбивает с толку то, что в праздничные дни некоторые банки действительно предлагают своим клиентам специальные акции, и люди не сразу замечают подвох, а когда замечают, бывает уже поздно…  

Но праздники прошли, и жулики вернулись к трудовым будням. Центробанк только что рассказал о свежей схеме, изобретенной телефонными аферистами. Они звонят гражданам, представляясь «сотрудниками правоохранительных органов» (обычно это «полиция» и «прокуратура»),  и сообщают клиенту банка, что в его отношении «заведено уголовное дело по иску Банка России». Психологически тут все продумано до мелочей, и тот же Банк России упоминается не случайно: человек может не оказаться клиентом конкретно банка, но, зная, что Банк России – главный регулятор в стране, может предположить, что этот регулятор выяснил какие-то подробности, тянущие на уголовное дело. Если клиент клюнул, начинается телефонный допрос: у вас строгим голосом спрашивают номер платежной карты, требуют дать сведения о совершенных вами банковских операциях, и прочие персональные данные, получив которые, жулики легко могут обчистить ваш счет.

Чтобы не попасться на эту нехитрую наживку, помните, что Банк России НИКОГДА не подает заявления в правоохранительные органы в отношении операций без согласия клиентов кредитных организаций. И если во время телефонного разговора «суровый» незнакомец представляется «сотрудником правоохранительных органов» и ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс — это стопроцентный аферист.

Впрочем, мошенники могут представиться кем угодно, хоть Папой Римским. Например, в последнее время участились случаи «коммунального мошенничества», когда аферисты

под видом замены или поверки счетчиков выманивают с граждан деньги. Схема тут проста, как репка: сначала мошенники распространяют информацию о своих услугах через бумажную рекламу, оставляя ее в почтовых ящиках или вывешивая на двери подъезда, а случатся, и просто обходят квартиры и дежурными» голосами предупреждают о необходимости замены счетчика, угрожая в противном случае «штрафом», «отключением», и прочими карами небесными. Как правило, эти изобретательные люди берут плату «за замену счетчика» авансом, После чего обманутые «клиенты» их больше не видят. В лучшем случае, они выполнят какую-то работу, но потом все это придется переделывать, поскольку никакой лицензии у мошенников, естественно, нет. А многие сантехнические работы, или работа, связанная с установкой газового оборудования, требуют наличия у исполнителя  специальной лицензии.  

Еще одна распространенная схема обмана – аферисты навязывают людям лишние, вовсе не нужные услуги, что дает им повод взвинчивать цену в несколько раз.

Защититься от «коммунальных» аферистов не так уж и сложно. Для защиты от таких жуликов есть специальный реестр аккредитованных организаций, подтвердивших свои документы и прошедших проверку. На основе этого реестра Росаккредитация сделала свой сервис для проверки, и любой гражданин может войти на этот сервис, внести название компании или ИНН, и посмотреть, есть ли она в реестре, или речь идет о мошеннической афере. Но и тут надо проявлять внимательность: мошенники наловчились создавать компании-двойники, названия которых отличаются одной буквой или цифрой.

Самые наглые жулики просто рассовывают по почтовым ящикам фальшивые «квитанции от коммунальной службы», но и их можно быстро проверить по сервису Росаккредитации.

Оценить статью
(0)