К акциям протеста уже привыкли и власти, и сами протестующие. Но столь многолюдного сборища, как в минувшую субботу у памятника Ленину, в Архангельске не было давно.
Народу объявили по радио: протестуем, дескать, против повышения коммунальных тарифов. Тема, что и говорить, болезненная для многих. К назначенному времени на площади собралась толпа. Однако зажигательных речей с импровизированной трибуны слышно не было. Люди пребывали в недоумении. Где же организаторы митинга? И кто они?
Развлекал народ в ожидании ораторов фольклорный коллектив «Радеюшка» песнями да частушками.
Когда недоумение собравшихся перешло в легкое возмущение — в самом деле, не на концерт же «Радеюшки» все тут собрались — над толпой взметнулись синие флаги ЛДПР и на трибуну вышел небезызвестный депутат и журналист Илья Азовский. Количество митингующих как по команде значительно увеличилось. Откуда ни возьмись — появились молодые люди с самодельными плакатами в руках. Дальше все пошло по заранее подготовленному сценарию: речь лидера движения «Мое жилье» Василия Поздеева про то, что новый Жилищный кодекс — это западня, уготованная правительством и законодателями доверчивым россиянам с доходами ниже среднего уровня, сетования архангелогородцев на трудную жизнь и отсутствие социально- коммунальных перспектив.
Однако гвоздем программы была речь Ильи Азовского, фамилия «Крупчак» прозвучала из уст оратора раз десять, к месту и не к месту, как припев в песне. Коммунальные проблемы? Виноват Крупчак и АЦБК. Плохая экология? И тут все дело в Крупчаке и его команде. У «титановских» лесорубов низкая зарплата? Долой Крупчака!
Доверчивые старушки согласно кивали головами: засели везде бюрократы и олигархи, пьют кровь из простого народа. Те сильные выражения, которые господин Азовский в своем выступлении смягчил, можно было прочитать на плакатах. «Крупчак и Циннер — коммунальные вампиры», «Крупчак — фашист». Ни больше ни меньше! Разводили руками даже те, кому не
Спрашиваю у двух подружек, мерзнущих под плакатом, призывающим Владимира Ярославовича к ответу: «А кто такой Крупчак?» Одна лишь пожимает плечами, другая девушка припомнила: «Депутат он, кажется, да?»
Рядом — молодой человек. В хулиганской надписи на плакате, что в его руках, замечаю орфографическую ошибку. «Да это не я писал, — смущенно оправдывается юноша. — Мне просто дали плакат, я его и принес». Вопросы «а кто дал?», «зачем?», «каково их личное отношение к митингу и к Владимиру Крупчаку, которым они пугают народ?», показались молодым людям провокационными. Отвечать не стали.
Как оказалось, студентов АГТУ и архангельских ссузов собрали и привели на площадь организованно, колоннами. Некоторую их часть даже привезли на автобусах. Эта массовка уж очень невнятно и вяло обозначила всеобщее недовольство Крупчаком, иные парни и девушки вели себя как на праздничной демонстрации.
А пенсионеры, сгруппировавшиеся у памятника, недоумевали: позвали, чтобы обсудить рост тарифов, а разговор ведут совсем о другом. Получается, в огороде бузина, а на АЦБК — Крупчак.
Не так уж и наивны наши люди, чтобы не сообразить: вот он, камень преткновения — АЦБК. А обличительные речи с трибуны, порочащие одного олигарха местного разлива, льются на мельницу… олигархов, только других — из «Базового элемента», которым очень уж приглянулось некогда приватизированное Крупчаком имущество.
«Власти говорят: жизнь налаживается, — вещал с трибуны Илья Азовский. — А жизнь — сплошная лажа». О жизни судить не берусь, но митинг оставил ощущение плохо срежиссированной лажи. Не верю!
Артистки из «Радеюшки» пели перед началом основного шоу: «Виновата ли я, что люблю…» А виноваты ли участники акции, что в большинстве своем не любят никого из олигархов? Ведь от корпоративных войн простому человеку все равно прибыли никакой. Зачем же
Ирина Косопалова. Фото Виталия Крехалева.