Предыдущая статья

Порты России должны конкурировать не между собой, а с портами других государств

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Реальные условия повышения конкурентоспособности предприятий морского транспорта России стали ключевой темой Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, прошедшего 6 декабря в Москве. 

В работе Совета приняли участие председатель Совета директоров АСОП Виталий Южилин, генеральный директор ОАО «Калининградский  морской торговый порт» Владимир Калиниченко, директор Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» Александр Киселев, генеральный директор ОАО «Мурманский морской торговый порт» Виктор Морозов, председатель Совета директоров ОАО «Находкинский морской торговый порт» Тимофей Хряпов, генеральный директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин, генеральный директор ОАО «Туапсинский морской торговый порт» Сергей Козлов, исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, глава московского представительства АСОП Александр Шиманский и другие.

По приглашению портовиков в работе Совета участвовали заместитель министра транспорта России Александр Мишарин, и.о. директора Департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Алексей Клявин, руководитель Федерального Агентства морского и речного транспорта Александр Давиденко.

            По мнению участников заседания, 2006 год будет переломным для предприятий морского транспорта России. Динамика развития отрасли сегодня уже отстает от требований, предъявляемых портовому комплексу экономикой страны, в частности в сфере развития транзита. И ключевым вопросом  развития отрасли по-прежнему остается создание стабильного правового поля, способного обеспечить приток инвестиций в российские порты.  В текущем году принят ряд законодательных актов, направленных на повышение эффективности работы стивидорных компаний страны. К ним, прежде всего, относится федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ», закрепивший право  портов осуществлять перевалку внешнеторговых грузов на НДС по ставке 0%.  Однако в ключевых вопросах  текущий год не принес изменений.

            Основные направления деятельности инвесторов в российских портах — это реконструкция существующих мощностей и строительство новых. При этом, как отметил председатель Совета директоров АСОП Виталий Южилин, отсутствие четко прописанных правил затрудняет переговоры по каждому из этих вопросов. В качестве примера г-н Южилин привел эстонское законодательство, которое жестко прописывает обязательства государства и инвестора при реализации проектов в сфере портового бизнеса. Благодаря чему сроки согласования и оформления договоренностей сокращаются до двух месяцев, в то время как в России этот процесс растягивается на годы.         

 «Российские порты должны ставить перед собой задачи по глобальной конкуренции, — подчеркнул в своем выступлении заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин. — Конкурировать не между собой, а с портами других государств. И если сдерживающим моментом является отсутствие нормативной базы, то портовики должны занять более активную позицию по формированию и продвижению необходимых   законов».    

            Наиболее значимыми для работы отрасли являются Закон о морских портах и методика расчета платежей за аренду государственного имущества в морских портах. Виталий Южилин напомнил, что в разработке последней редакции проекта Закона о морпортах активно участвовали специалисты АСОП. Однако работа над документом ведется без малого пять лет, и на сегодняшний день многострадальный закон вновь  «застрял» на уровне согласования в ведомствах. 

По мнению заместителя министра транспорта России Александра Мишарина, год 2006 может стать годом Закона о морских портах. Для этого, по мнению Мишарина, АСОП должен систематически и активно участвовать в  продвижении необходимого для отрасли законопроекта. Данные вопросы, по мнению заместителя министра, наиболее эффективно будут решаться в рамках рабочей группы при Минтрансе, куда войдут представители Ассоциации.        

Аналогичное решение об участии портовиков в деятельности рабочих групп Минтранса принято и по разработке методологии  расчета арендных платежей и срока аренды. Сегодня большинство российских стивидорных компаний работают по краткосрочным договорам сроком действия до года, что не обеспечивает инвестору гарантий возврата инвестиций и таким образом умаляет привлекательность портов как объектов инвестиций. Не определена и единая методика расчета аренды, что переводит решение вопроса в сферу разовых договоренностей между стивидором и представителями государства на местах. При этом у  Минтранса и Минэкономразвития России есть единая позиция по методологии расчета аренды, которая, однако, не поддерживается РФФИ.

По мнению Александра Мишарина, порты вправе требовать от государства создания условий для эффективной конкуренции с международными транспортными организациями. Текущий год  подтвердил необходимость реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства. По итогам заседания Правительства был создан Совет по конкуренции, принят Закон о концессиях, создан инвестфонд. «Правила должны определяться через законы, и ответственность за их разработку и проведение портовики должны нести так же, как и государство», — считает заместитель министра.