Обращение к ценностям

Обращение к ценностям

Обращение к ценностям

С какой целью руководство Чечни занимается возрождением духовности в обществе?

Настойчивые попытки руководства Чеченской Республики восстановить былое значение традиционных для чеченского общества духовно-нравственных ценностей, некоторыми сторонними наблюдателями порой трактуются то как попытка «исламизации», то как стремление полного духовного подчинения этого самого общества. В этой связи возникает вопрос – а может ли традиционная чеченская культура или хотя бы ее отдельные элементы быть использована для установления контроля государственных институтов над обществом?
Исследования наших ученых убедительно доказывают обратное. Морально-нравственные ценности, на которых основывается традиционная чеченская культура, ориентируют личность на социально ответственное поведение и нацелены на развитие в обществе горизонтальных связей. В то время как государственные институты формируют в обществе социальную стратификацию и вертикальные связи.
Казалось бы, государство в этой связи никак не заинтересовано в возрождении былой духовности. Но не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Давайте зададимся вопросом – а что лежало в основе чеченского кризиса? Или тот же вопрос, но в более привычной форме – почему именно в Чечне стало возможным посеять гражданскую смуту, обернувшуюся двумя войнами с их колоссальными жертвами?
Это стало возможным потому, что утрата единых для чеченского общества духовных ценностей повлекла за собой не только частичную утрату национальной идентичности, но и очень быстро расколола некогда сплоченную нацию на ряд разноориентированных сообществ. Более того – отказ от традиционных морально-нравственных ценностей привел к тому, что в обществе восторжествовал меркантилизм, ориентация на личный успех любой ценой и антисоциальное поведение. Как следствие, значительная часть чеченцев, утратив собственные культурные ценности, составляющие «иммунитет» национальной культуры, оказалась не способной противостоять чуждому культурному влиянию.
Таким образом, утрата единых духовных ценностей на первом этапе приводит общество к идеологической дезориентации, за которой развивается процесс дезорганизации. Общество, не объединенное едиными морально-нравственными ценностями, быстро впадает в анархию, что мы и наблюдали в 90-е годы прошлого века.
Между тем, восстановление государственных институтов может обеспечить лишь временную и не полную стабилизацию общества. Для достижения же полной и долговременной стабильности общество вновь должно сплотиться вокруг духовных ценностей, способных цементировать его единство и служить основой национальной идентичности. В этом смысле обращение власти к традиционным для чеченского общества ценностям вполне логично и стопроцентно оправдано. Ни к каким другим ценностям чеченская власть и не могла обратиться.
Но не кроется ли в этом угроза культурного регресса, опасность возвращения к давно отжившим формам национальной культуры?
Все действия республиканских властей в сфере культуры говорят об обратном. В последние годы значительные средства затрачены на создание современной социально-культурной инфраструктуры: введены в строй республиканский концертный зал и здание Чеченского драматического театра, оснащенные самым современным сценическим оборудованием. Во многих районах построены новые дома культуры, обновляется материально-техническая база сельских учреждений культуры. Уже сделаны первые шаги по модернизации библиотечного дела – начата реализация целевой программы по созданию автоматизированных рабочих мест и электронного каталога Национальной библиотеки Чеченской Республики. Эта тема особенно актуальна в преддверие Общероссийского дня библиотек 27 мая.
А до конца 2011 года должно быть завершено строительство еще целого ряда объектов культуры республиканского значения: театра имени Лермонтова, Национального музея и Национальной библиотеки Чеченской Республики. О последнем стоит сказать особо. Впервые наша республика получит по настоящему современную библиотеку, полностью соответствующую своему предназначению. Восьмиэтажное здание, рассчитанное на полтора миллиона единиц хранения, позволит сразу двум крупнейшим библиотекам (Национальной библиотеке и Республиканской детской библиотеке) развернуть не только сеть специализированных отделов, но и необходимые технические службы.
Между тем, в модернизационном рывке, который сфера культуры Чеченской Республики совершает у нас на глазах, библиотекам отводится особая роль. Именно библиотеки являются одним из главных компонентов долгосрочного планирования в области культуры, а также информационного обеспечения образования и науки. Поэтому наличие развитой сети библиотек является непременным условием успешного развития всех перечисленных сфер. Это хорошо осознали, например, в Белоруссии, где для Белорусской Национальной библиотеки построили ультрасовременное здание в 35 этажей, напичканное электроникой и рассчитанное на 10 миллионов единиц хранения. Это осознает и президент Рамзан Кадыров, поддержавший проект создания новой Национальной библиотеки Чеченской Республики.
Очевидно, что цель руководства Чечни – модернизация чеченской культуры при сохранении ее глубоко национальных основ. Только так можно сохранить национальную идентичность в глобализированном мире и одновременно не допустить культурной самоизоляции, губительной для будущего чеченской нации.
Какие инструменты есть у государства, чтобы осуществить задуманное? Прежде всего, ряд государственных структур, к примеру, в лице республиканского Министерства культуры, во главе которой сегодня стоит вполне профессиональное руководство, ясно осознающее цели и задачи, стоящие перед ним. Это важное, но не единственное условие достижения успеха. Сама масштабность задачи такова, что не может быть достигнута усилиями одних только работников культуры. Для того, чтобы возродить былую духовность необходимо объединить усилия государства и общества. Именно в этом контексте и нужно понимать настойчивые усилия руководства Чечни по возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Оценить статью
(0)