Люди солнца или о зависимости от времени года

Люди солнца или о зависимости от времени года

В программе «Последний герой» играют на солнечном острове, с буйнорастущей зеленью, окруженном чистыми водами, и это все оказывает влияние. Несмотря на то, что игрокам нечего порой есть, приходится одолевать трудные в физическом отношении испытания, расставаться с полюбившимися людьми, они не теряют присутствия духа. И если бы мы жили своей обычной жизнью на солнечном острове то, вероятнее всего легче сносили превратности судьбы.

Да, вот пример – Бразилия, страна ежедневных праздников и карнавалов, а ведь никто не скажет, что у бразильцев меньше проблем, чем у нас. Но их чаще греет солнышко.

И совершенно непонятно, почему в период, когда на смену холодной серой зиме, приходит весна, резко увеличивается количество людей страдающих депрессией.

Помочь разобраться в этом вопросе мы просили врача-психотерапевта, заведующую отделом практической психологии и психотерапии областного Центра медицинской профилактики Илону Солодовниченко.

 

 - Илона Александровна, как же так получается, что многие люди по весне впадают в депрессию?

 

Пресловутая «весенняя слабость», преследующая людей в межсезонье – проявление недостаточности естественного освещения, которое называется состоянием светового голодания. За зиму накапливается усталость, появляется сонливость, невозможность сконцентрироваться, вялость и апатия, могут обостряться  соматические заболевания, ослабляется иммунитет, а это играет роль в возникновении депрессии.  Весной необходимо гораздо больше сил, чтоб адаптироваться к новой жизни, а организм истощен. Возникающие в этот период проблемы накладываются на общую усталость, и решить их становится гораздо трудней.  Стрессовые ситуации, такие как, конфликты с окружающими, трудности на работе, материальные проблемы, тяжелая утрата  могут привести к возникновению депрессии.

Депрессия – заболевание, имеющая биологическую, органическую и психологическую причину. Депрессия – это не слабость характера и не порок личности, а болезнь, которую можно и нужно лечить.

 

- Как отличить нормальную реакцию на стресс от депрессии?  И каковы признаки депрессии? 

 

Четких критериев перехода нормальной реакции в болезненное состояние нет. Прежде всего, имеет значение тяжесть и длительность реакции, а также субъективное ощущение человека.

К основным симптомам депрессии относятся: подавленное настроение с чувством тоски или раздражительности, утрата способности получать удовольствие от того, что раньше радовало, изменение аппетита, снижение или увеличение веса, нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость), обостренное чувство вины, собственной малоценности, бесполезности, беспомощности, снижение способности концентрировать внимание, чувство усталости, беспокойство или медлительность, мысли о смерти, самоубийстве.

Если эти признаки сохраняются по меньшей мере 15 дней, то можно диагностировать заболевание.

 

- Есть ли связь между депрессией и возрастом?

 

Депрессии подвержены  все возраста: и дети, и взрослые и пожилые люди. Однако подростковая депрессия таит в себе большой риск. Во-первых, она трудно диагностируема, т.к. протекает под различными «масками» соматических симптомов, изменений поведения, школьных страхов, проблем общения. Во-вторых, высок риск совершения подростками попыток самоубийств.

 

- Самоубийство – это показатель силы или слабости. Что толкает человека, не взирая на инстинкт самосохранения, сделать шаг в никуда? 

 

К самоубийству на протяжении всей истории человечества относились по-разному. Кто-то считал это силой, кто-то – слабость. Но я бы не стала ставить вопрос столь категорично. Переживая состояния горя, утраты, зависимости, или находясь в состоянии депрессии, человек уходит в себя, испытывает одиночество, бессмысленность, у него появляются  реакции бессильной агрессии к окружающим и аутоагрессии, изменяется мироощущение, занижается самооценка, он уходит от контакта с окружающими. Безвыходность его положения может привести к «бегству» от непереносимой жизненной ситуации.

 

- Есть ли способ переубедить человека решившегося на самоубийство?

 

Постараться сориентировать его на поиски выхода из критической ситуации или на изменение отношения к ним. Необходимо, чтоб он выговорился, а не хранил все в себе, рассказал о своих намерениях. Человеку нужно внимание, сопереживание, понимание и информация. Начать помогать может близкий человек, но, несомненно, нужна помощь специалиста (психотерапевта, суицидолога).

 

- Вот ситуация, близкий человек ушел в личные переживания и не просит о помощи, и даже не считает, что она ему нужна. Как быть в этом случае? 

 

Если вы распознали в его поведении признаки депрессии, то желательно побудить его обратиться за медицинской помощью к психотерапевту или психиатру. Лечение должно быть комплексное: медикаментозное и психотерапевтическое. Важно убедить его продолжать лечение до устранения всех симптомов депрессии. Поддерживать его успехи, т.к. депрессия сопровождается пессимизмом, потерей уверенности в себе и постоянными сомнениями. Следует больше с ним встречаться и общаться, и если есть необходимость, то и сопровождать к врачу.

 

- Если человек приходит не сам, а его привели, это сказывается на исходе лечения?

 

Исход зависит от того, на сколько пациент внутренне мотивирован на выздоровление, на решение своих проблем и заинтересован в психотерапии.

 

- Поделиться проблемой легче с близким или посторонним человеком?

 

Это может зависеть от человека, проблемы или ситуации. Когда-то легче довериться близкому, а когда-то – постороннему. Этими посторонними могут быть случайные люди, врачи или специалисты телефона доверия.

Психолог, Юлия Дерябина, директор Центра помощи семьи и детям «Форпост», рассказала нам о специфике телефона доверия.

Телефон доверия появился в сороковых годах в Англии. Священник Чад Вара, когда прочел, что два его прихожанина покончили жизнь самоубийством, написал в газете объявление: «Если Вы решили уйти из жизни, то позвоните мне». Когда люди ему звонили, он приглашал к себе на беседу. В коридорах, пока прихожане ждали приема священника, они делились своими проблемами, и становились консультантами и консультируемыми в одном лице. Это движение теперь носит название «Самаритяне» и является волонтерской организацией, которая действует во многих странах. Смысл её в том, что, работая на телефоне доверия, сотрудник может встретиться с человеком которому плохо и предложить ему свою помощь поддержку, дружеское участие. Есть другие волонтерские телефоны, когда запрещены встречи, телефонные линии по определенным проблемам: для тех, кто подвергся насилию, для тех, у кого есть проблемы с детьми, для тех, кто не может найти работу. Человек, обратившись на эту линию, получает информационную, психологическую помощь.

В России первый телефон появился в Одессе, в 50-х годах. В Екатеринбурге первый телефон доверия появился в 90-х годах, это был телефон центра «Холис». Второй буквально через полгода - «Телефон доверия для детей и подростков».

Цель работы телефона доверия – оказание экстренной психологической помощи, человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации. Так же – оказание информационной поддержки. Но это краткосрочная, кризисная, помощь она здесь и сейчас.

Недавно за рубежом появился новый опыт действия телефонов доверия. Это работа единого многоканального телефона, где на первом этапе сидит диспетчер, который отсевает ряд звонков, и дальше перенаправляет к специалистам, которые присутствуют. Эффективность информационной помощи, естественно, возрастает. Но падает эффективность психологической помощи.

Когда раздается молчание в трубке, первоначально специалист нацелен на то, что человеку плохо. Очень часто молчаливые диалоги идут от человека, который думает о самоубийстве. Если будет сидеть диспетчер, то невозможно перевести звонок следующему консультанту. Таких звонков раздается 2-3 в месяц. Во время сезонных депрессий – гораздо больше. В праздничные дни на Новый год, на восьмое марта их очень много. В прошлый Новый год ушли из жизни пять человек.

 

- А как в Германии, Англии, Франции справляются с этой проблемой?

 

Они отказываются от разговора, кладут трубку. Но они сразу ставят в основу работы телефона доверия информационную помощь. И ответственность они перекладывают на клиента. Предлагают обратиться в такую-то службу для того, что бы решить свою проблему. А у нас инфраструктура служб не развита. У нас практически нет бесплатной помощи, особенно для взрослых. А у человека элементарно может не оказаться денег, и телефон доверия может оказаться единственной психологической помощью.

В ситуации кризиса у человека может быть туннельное зрение, когда он видит только свою проблему и не знает куда обратиться. Дело в том, что на вопрос, нужна ли помощь психолога или психотерапевта, взрослые интересуются – платно или нет. А бесплатно с взрослыми никто не работает. Телефон доверия – это альтернатива тому, что в обществе нет психологических услуг.


- По каким причинам люди обращаются на телефон доверия?

 

Причин много: проблемы взаимоотношения с окружающими, родителями, проблемы с учебой, с классом или с учителем в классе, звонят участники горячих точек, те, кто потеряли работу, боятся потерять работу, люди с пониженной самооценкой, с чувством неуверенности в себе, личностными проблемами принятия себя.

Частота обращений напрямую зависит от сезонов. С годами увеличивается количество людей звонящих на телефон доверия, это связано с ростом психологической культуры населения. Если раньше были проблемы с принятием себя, то есть оценочные, внутриличностные, то сейчас чаще обращаются с коммуникативными проблемами. То есть людям в последнее время стало сложнее взаимодействовать.

Но скоро весна пройдет, наступит лето, а практика говорит, что летом к психологам, психотерапевтам и на телефоны доверия люди обращаются много реже. Потому что лето – это пора отпусков, солнца, моря и хорошего настроения. И еще, психологи советуют иногда переключаться от реальной жизни к миру фантазий, а взрослым полезно играть.

 

Татьяна Щелкунова

ИАА "Информ

Оценить статью
(0)