Восточный базар

Восточный базар

Восточный базар

В Казахстан зачастили купцы с богатыми товарами, а Центральная Азия незаметно превращается в большой восточный базар. Создается впечатление, что возвращаются времена Великого шелкового пути. Причиной этому стал, как ни странно, глобальный кризис. Снижение мирового товарооборота заставило крупных экспортеров искать себе новые рынки сбыта, а также проводить диверсификацию внешнеэкономических связей. Но одного желания купцов подзаработать на торговых площадках Центральной Азии недостаточно, за место под солнцем им еще предстоит побороться. Конкуренция и кризис заставляют их не только предлагать качественную продукцию по умеренной цене, но и задумываться над тем, как открыть свои производственные линии в Казахстане.

В Казахстан зачастили азиатские экспортеры. Только на прошлой неделе в южной столице прошла презентация сразу двух китайских ярмарок товаров, а на этой за наших потребителей взялись предприниматели из Индии.
Такими темпами Центральная Азия в скором времени превратится в место для шопинга или, по крайней мере, в богатый восточный базар.
Мировой экономический кризис заставил крупных экспортеров обратить внимание на Центральную Азию. Проблема носит очевидный характер, повсеместно сокращаются объемы товарооборота, в связи с чем приходится искать новые перспективные рынки сбыта. По данным ВТО, в 2009 году объем мировой торговли сократится до 9 процентов, что станет рекордным показателем. Снижение уже было зафиксировано в прошлом году, когда рост товарооборота в мире составил всего 6 процентов, что на 2 процента меньше показателя 2007 года. В результате страны вынуждены искать себе перспективные рынки сбыта, а это может изменить экономический ландшафт Центральной Азии. Если ранее регион выступал источником энергетических ресурсов, то теперь рассматривается как потенциальный потребитель продукции.
Свое внимание на Казахстан и Центральную Азию на этой неделе обратили Индия и Китай, которые друг за другом провели свои выставки. За наш рынок они ухватились цепко, буклеты, стенды и богатые ярмарочные столы указывают на то, что два крупных производителя готовы побороться между собой и, что не исключено, потеснить здесь компании из других стран. Например, России, которая пока не проявляет беспокойства.
Соседний Китай нет смысла представлять казахстанцам. Старый партнер Астаны довел свой товарооборот с нашей республикой до 10 млрд. долларов и сейчас думает над тем, как увеличить его до 15 млрд. Но, несмотря на темпы большого роста, проблемы остаются. Поскольку часто приходится сталкиваться с некачественной китайской продукцией. Как стало понятно, кризис быстро привел бизнес-круги Китая в чувство. Чтобы не потерять покупателей в Центральной Азии, Пекин решил провести ребрединг своего экспортного потенциала. Для чего представители Китая обратились к казахстанским властям с просьбой своевременно информировать о недобросовестных товаропроизводителях из Поднебесной.
Сокращение объемов экспорта не единственное обстоятельство, которое заставило власти Китая по-новому взглянуть на Центральную Азию. Не стоит забывать, что в самой Поднебесной за годы реформ образовался сильный разрыв между регионами. Интегрированные в мировую экономику восточные провинции страны развивались динамичными темпами и очень быстро оторвались по экономическим показателям от западных регионов. Такой разрыв стал еще более заметен в условиях кризиса. Более развитые восточные провинции первыми понесли ощутимые потери от кризиса. Зато конкурентоспособное положение появилось у граничащего с Казахстаном Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). По словам торгового советника посольства КНР в Казахстане Чжан Ди, СУАР пока не столкнулся со снижением экспорта. Это позволяет западному району сократить разрыв с восточными провинциями, а Китаю – выровнять экономическое развитие регионов.
В отличие от Китая, положение Индии выглядит более чем лучше. Страна не столкнулась с последствиями кризиса. Как отметила управляющий директор организации по развитию торговли Индии Шила Бхиде, «еще в 1997 году, когда в мире был кризис, мы заметили, что наша экономика не сильно пострадала благодаря балансу между внешним сектором и внутренним рынком». При таком раскладе сил трудно было ожидать, что в условиях нынешнего кризиса произойдет сокращение экспорта. Более того, Индия даже увеличила товарооборот. Как пояснил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в Республике Казахстан Ашок Саджанхар, «в 2007–2008 годах объем нашего экспорта составил 165 млрд. долларов. В 2008–2009 году он составил 168,7 млрд. долларов. Тем самым мы можем говорить о его росте на 3,4 процента».
Отметим, что Китай в рамках своей антикризисной программы тоже решил сделать ставку на армию внутренних потребителей. Тем самым Пекин позаимствовал опыт Дели. Таким образом, можно говорить о новой тенденции: крупные экспортеры мира в условиях кризиса пересматривают свои экономические модели. Те из них, кто ранее работал на мировой рынок, теперь разворачивают экономику в сторону своих «шопоголиков».
Если в Индии все так хорошо, то что заставило Дели прийти на рынок Казахстана и соседних с ним государств региона? Как отметила Бхиде, «в последние годы мы проводим политику диверсификации внешних рынков, пытаемся отойти от США и Европы». По ее словам, в Дели опасались выходить на рынок Казахстана в условиях кризиса. Но в конце концов решили, что брошенные сегодня зерна дадут свои всходы завтра. Урожай будут собирать в тот момент, когда мировая экономика сумеет выбраться из кризиса, а цена на нефть поползет вверх. «На наш взгляд, самым важным являются фундаментальная крепость и здоровье экономики таких стран, как Казахстан», – сообщила Бхиде.
Очевидно, что одного желания поработать на рынках Центральной Азии недостаточно, за место под солнцем надо еще бороться. В связи с чем противоречия между крупными мировыми экспортерами только на руку Казахстану и его соседям. Им придется улучшать качество своих предложений Астане. Речь идет не о добротных товарах по умеренной цене, которые станут хорошим подспорьем для простых казахстанцев, а прежде всего об открытии производственных линий в республике. Такое положение сегодня признают и индийские партнеры. Как сказала на брифинге для журналистов Шила Бхиде, «мы не стремимся, чтобы индийские компании развивали только торговлю в Казахстане. Мы стремимся к партнерству. Для этого сейчас ведутся переговоры о создании совместных предприятий в Казахстане».
То, что Центральная Азия превращается в привлекательный для крупных экспортеров рынок, не вызывает удивления. Как сказала «Литеру» вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан Татьяна Жданова, «любая страна ищет рынок сбыта. Тем не менее хочу сказать, что выставки можно рассматривать как площадку для создания совместных предприятий. Они посмотрят и, может быть, решат, что технологическую линию выгодно и целесообразно открыть в Казахстане».

Диаз Кусаинов, Алматы

Оценить статью
(0)