Селения и жилища ставропольских туркмен

Селения и жилища ставропольских туркмен

Селения и жилища ставропольских туркмен

Жилища ставропольских туркмен в основном располагались в пределах определенной территории вдоль балок, рек, рядом с колодцами. Эти селения носили в основном названия той или иной местности, на которой были основаны поселения или же по имени основателя. Аулы Чур, Юсуп-Кулак, например, получили названия от имён богатых туркмен, основавших эти аулы (Чурекей и Юсуп). Аул Куликовы Копани получил название от имени русского крестьянина Кулика, вырывшего там колодец-копань - или по - туркменски - янгы гуй - новые колодцы. Аул Маштак - Кулак - от балки, на которой он расположен (маштак - неглубокий, кулак - балка), аул Шарахалсун в переводе с калмыцкого означает «жёлтый камыш», Эдельбай -эдиль - озеро, бай - богаты, аулы Верхний и Нижний Барханчаки получили название от невысоких холмов (барханов), расположенных рядом. Летняя Ставка - центр Туркменского пристава (яйлаг) - место летних кочевок туркмен, на зиму туркмены кочевали на побережье Кумы и основали Зимнюю Ставку (гыш-лаг). В Летней Ставке находилась резиденция пристава туркмен, а в Зимней Ставке - помощника пристава туркменского народа.
В начале XX века многие дома стали строить из самана и крыть его камышом. Богатые и зажиточные строили дома из красного кирпича, крытые жестью. Аулы преимущественно заселялись людьми и того же рода и племени. Например, аулы Шарахалсун, Антуста, Сабан (в то время были разные аулы) в основном были заселены туркменами Суюн-Аджиева племени, аул Чур, Маштак-Кулак - човдурами, аул Эдельбай, Башанта -игдырами. Общественными центрами аулов были мечети, где собирался народ во время молитв, народных сборов и празднеств.
По внешнему виду туркменские дома строились схожими на дома русских крестьян, близлежащих хуторов и посёлков. Во внутреннем убранстве помещение делилось на две части: почётную и непочётную половины. Почётная (тер), расположенная дальше от двери за очагом являлась место главы семьи, обычно там находилась тахта, устланная кошмой, в богатых домах коврами. В этой же части усаживали гостей. В углу в сундуке постельные принадлежности: полушки, одеяла, В правом углу при входе на стене имелись деревянные полки - табача.
Кочевые туркмены и зимой и летом жили в юртах (терме ой). Она состояла из деревянного остова и войлочного покрытия. Нижняя цилиндрическая часть остова - деревянная складная решётка-тэрим состояла из отдельных четырёх частей-ганат (крылья). Верхняя часть остова -деревянный обод-туйнук - соединялась с нижней решёткой тонкими, слегка прогнутыми жердями-ук, длиной 2-2,5 метра. Снаружи юрты покрывались войлоком, изготовленным из сырой овечьей шерсти. Юрты ,покрытые белыми кошмами, встречались только у богатых и зажиточных и предназначались лишь для почётных гостей, либо ставились молодоженам.
Земляной пол в юрте устилали войлоком-кечче, а затем сверху покрывали паласами и коврами. На стенах развешивали различной величины и формы ковровые вещевые сумки для чайной посуды, ложек и других мелких домашних вещей. Сразу же около двери, обычно справа от входа, расставляли медные, глиняные или деревянные кувшины для воды (кумганы), чашки, посуды для воды, масла и др. Место у стены, противоположной хозяйственной, называлось йукери. Посредине юрты находимся треног (таган), на котором готовили пищу. Дым выходил в отверстие наверху (серфик). В глубине юрты за очагом стоял традиционный сундук и висела детская люлька-бишик.
Это всё о жилых постройках   и помещениях, но поскольку у туркмен и оседлых   и   кочевых   были   свои   натуральные   хозяйства,   у   них   были хозяйственные постройки, сараи, базы. Известно, что туркмены долго жили в общении с русскими и хозяйственные постройки также были заимствованы у них, т. е. похожи. Так, долгие годы, прожив рядом с русскими, туркмены к началу XX века стали также заимствовать и новую волну в архитектуре из России. По примеру местных (богатых) жителей у туркмен появились и новые архитектурные постройки. Интересно отметить, что здесь были и постройки по проекту известного Кускова (Левокумский район) два дома, соединённые подземным переходом, во дворе - хозяйственные постройки, а ещё интереснее, что мельница, построенная в 1910 году (богач Хаджимухает аул Юсуп-Кулак) работает до сих пор.

Гульнур Ниязова

Оценить статью
(0)