Резолюция Бундестага может ознаменовать поворот в общеевропейской политике на Южном Кавказе

Резолюция Бундестага может ознаменовать поворот в общеевропейской политике на Южном Кавказе

Резолюция Бундестага может ознаменовать поворот в общеевропейской политике на Южном Кавказе

Совсем недавно, а именно 15 мая, Бундестаг Германии принял резолюцию по ситуации на Южном Кавказе. Это довольно серьезный документ, предписывающий правительству одного из ключевых государств Европейского Союза конкретные оценочные политико-правовые ориентиры по ведению политического курса в отношении региона.
Ровшан Рзаев, будучи депутатом Милли Меджлиса, зампредом парламентского комитета по вопросам права и государственного строительства, входит в немецко-азербайджанскую межпарламентскую группу дружбы. Именно этого отечественного парламентария «Зеркало» попросило прокомментировать вышеуказанную резолюцию законодательного органа Германии.

- С чем вы связываете принятие парламентом Германии, центрового игрока на европейской арене, столь серьезного политико-правового акта, однозначно поддерживающего территориальную целостность Азербайджана?

- Прежде всего должен отметить, что реализуемый нашей страной принципиальный и в то же время сбалансированный внешнеполитический курс дает свои плоды на различных площадках международного политического поля. В этом смысле хочу подчеркнуть особую роль Ильхама Алиева как главы государства. Наш президент демонстрирует высокие качества политика, обладающего глубокими знаниями, виртуозными дипломатическими навыками и интуицией.
Руководитель Азербайджана - очень прозорливый концептуалист, способный определить стратегические цели и задачи азербайджанского государства на международной арене. Вместе с тем господин президент является эффективным и дальновидным политиком, который оперативно решает многоплановые задачи межгосударственных отношений.
Что касается резолюции, принятой немецким парламентом, то сразу же скажу следующее. Появление такого документа, наряду с тем, что он является плодом суверенной воли германских депутатов, разобравшихся в ситуации, стало результатом президентской внешнеполитической линии, которая применительно к данному случаю была реализована как напряженной деятельностью руководства и депутатов Милли Меджлиса, так и кропотливой, ценной работой Министерства иностранных дел. Нельзя не отметить ощутимый вклад в общее дело работников Посольства Азербайджана в ФРГ и, конечно же, посла Пярвиза Шахбазова.
Как депутат, вовлеченный в межпарламентские связи между Азербайджаном и Германией, могу более детально поведать о той части работы, которая была возложена на членов Милли Меджлиса и его аппарат. В первую очередь надо сказать, что уже давно функционирует азербайджано-германская межпарламентская группа дружбы. В рамках деятельности этой группы азербайджанские парламентарии с необходимой периодичностью знакомят своих немецких коллег с политическими, экономическими и социально-культурными процессами в нашей стране. И, конечно же, эта межпарламентская контактная площадка довольно продуктивно используется для доведения до политической элиты Германии миролюбивой позиции Азербайджана по вопросу нагорно-карабахского конфликта.
...Отвечая на ваш вопрос, не могу не сказать о том, что еще в конце XIX века правительство Германии пристально отслеживало экономические, политические, национально-культурные процессы на Южном Кавказе, и в Азербайджане в частности. Более того, эта европейская держава не только внимательно наблюдала за происходившими в регионе событиями и явлениями, но и с успехом стремилась распространить свое экономическое, политическое и культурное влияние на Азербайджан, что способствовало модернизации страны.
Германия и ныне не изменила своим принципам ведущего европейского государства, которое готово активно делиться своими культурно-политическими ценностями, институциональным багажом и экономическими ресурсами на благо социального процветания и демократии в странах постсоветского пространства. Современное динамично развивающееся состояние немецко-азербайджанских отношений - тому яркое и неопровержимое доказательство...

- Не могли бы вы поделиться своими оценками политико-правовых свойств принятой резолюции?

- Чтобы не быть голословным, поведаю вам об одном из пунктов, который предписывает федеральному германскому правительству «мобилизовать все усилия для выполнения сторонами всех резолюций Совбеза ООН, ОБСЕ, Совета Европы по нагорно-карабахскому конфликту». А эти резолюции, как известно, квалифицируют события, происшедшие в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, как факт оккупации территории Азербайджана и требуют от агрессора безоговорочного и немедленного освобождения захваченных азербайджанских земель. Непререкаемость и безоговорочность территориальной целостности Азербайджана красной нитью проходит по всему тексту резолюции федерального парламента ФРГ. Точно такую же принципиальную позицию в своем документе Бундестаг занял и по вопросу вынужденных переселенцев, потребовав незамедлительного создания условий для их возвращения к родным очагам.
Весьма отрадно, что принятие Бундестагом описываемой резолюции происходило в обстановке единодушия представителей всего политического спектра Германии. То есть и правящая партия, и парламентская оппозиция выступили с единых позиций по вопросу Нагорного Карабаха.
Кстати, дебаты вокруг проекта резолюции проходили очень оживленно и были отмечены яркими выступлениями. К примеру, депутат от Партии свободных демократов Германии Михаэль Линк откровенно заявил об оккупации Арменией 20 процентов территории Азербайджана. Он охарактеризовал этот факт как недопустимое явление, входящее в вопиющее противоречие с основополагающими нормами и принципами международного права. Примечательно, что озвученные Линком факты и оценки были столь справедливо и доказательно увязаны с основами общеевропейской безопасности, что его речь несколько раз вызвала аплодисменты. То же самое можно сказать о выступлении христианского демократа Эдуарда Линтнера, который также констатировал факт армянской агрессии и заявил о бесспорной принадлежности Нагорно-Карабахского региона Азербайджану.
Оба оратора заявили о том, что мирное разрешение конфликта возможно исключительно на основе территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Также отмечу выступления представителя от Партии зеленых Райнднера Штинблока и руководителя немецко-кавказской межпарламентской группы дружбы Штефана Райхе, которые говорили о жизненной необходимости скорейшего освобождения оккупированных территорий Азербайджана...

- Какими могут быть реальные политико-правоприменительные последствия резолюции Бундестага?

- Без всякого преувеличения, можно надеяться, что эта резолюция ознаменует поворот в совокупной европейской политике по отношению к южнокавказским конфликтам, и армяно-азербайджанскому в частности. Я исхожу из того, что позиции Германии в общеевропейском доме способны определять вектор внешнеполитического поведения всего европейства. То есть парламенты и других государств возьмут за основу объективную, непредвзятую позицию Бундестага. И в первую очередь речь идет о странах-членах Минской группы ОБСЕ. Я очень надеюсь, что таким образом общими усилиями всего европейского содружества нагорно-карабахский конфликт найдет мирное разрешение, базирующееся на принципах территориальной целостности суверенных государств и нормах демократии. И это станет историческим прецедентом, способным принести мир и в другие конфликтные зоны мира.
А в плане краткосрочной перспективы следует учитывать, что ФРГ, несмотря на наличие института президентства, является парламентской республикой. Следовательно, принятая резолюция будет служить для нынешнего и будущих федеральных правительств концептуальной политической директивой, которую германские министры будут выполнять с немецкой скрупулезностью и точностью.
Резюмируя свой ответ, хочу подчеркнуть, что подобные достижения, обеспечиваемые реализацией целого комплекса политико-дипломатических мер, медленно, но верно приближают Азербайджан к мирному и справедливому решению карабахского конфликта......

И.Баяндурлу

Оценить статью
(0)