Предыдущая статья

Непризнанные: воссоздание империи не планируется

Следующая статья
Поделиться
Оценка

США и Евросоюз подготовили новый проект резолюции Совета Безопасности ООН по Косову: он предлагает отложить независимость края в попытке удовлетворить возражения России. Как передает BBC, сейчас документ рассматривают правительства стран-инициаторов, прежде чем представить его 15 странам-членам Совбеза.
Между тем представители некоторых держав в ООН выражают сомнения в том, что Москва одобрит проект. Так же считает и его автор Марти Ахтисаари. В интервью финскому телеканалу YLE он заявил, что крайний срок предоставления краю независимости — конец этого года, но, скорее всего, Россия использует право вето.
Новый проект резолюции Совбеза ООН дает сербам и косовским албанцам четыре месяца на переговоры, после чего в действие автоматически вступает план Ахтисаари о предоставлении Косову независимости под международным контролем. Москва продолжает настаивать на том, что вопрос о статусе Косово нельзя решать без учета позиции Сербии.
Ранее в Совет Безопасности ООН уже были внесены два новых проекта резолюции по Косову. В основе первого лежал план Марти Ахтисаари, предусматривающий предоставление Косову статуса независимости под контролем международных организаций с последующей интеграцией Косово и Сербии в Европейский Союз. Россия выступила категорически против такого сценария без согласия Белграда.
Затем был внесен новый, более мягкий проект резолюции. Формулировки в нем стали носить рекомендательный характер, одновременно ужесточилась тональность требований к руководству Косово в части обеспечения стандартов безопасности меньшинств. Также предлагалось учредить должность спецпосланника генсека ООН, который возьмет под свой контроль вопрос возвращения сербских беженцев в Косово.
В документе остались предложение отказаться от продолжения выполнения резолюции 1244, принятой Советом в 1999 году, и предложение считать косовский случай «уникальным» и не создающим международного прецедента. Также предлагается предоставить Косово независимость, как это оговорено в плане спецпредставителя генсека ООН Марти Ахтисаари.
Как заявил посол США Алехандро Вульф, представляя основные элементы нового проекта членам Совета, его авторы подчеркнули, что цель резолюции остается прежней. В ней говорится о необходимости выполнения плана Ахтисаари и выражается надежда на то, что это приведет к независимости Косово. Вульф добавил, что соавторы резолюции пошли на уступки ряду делегаций, которые выступают за то, чтобы предоставить Белграду и Приштине дополнительное время для переговоров и поиска компромиссного решения.
Однако сербский премьер Воислав Коштуница отверг идею «отложенной независимости» Косово и выразил уверенность, что Москва наложит на новую резолюцию вето.
Россию новый вариант резолюции также не устраивает. «Суть не в том, чтобы одобрить план Ахтисаари, а в том, чтобы вести переговоры, — считает глава МИД России Сергей Лавров. — Нас устраивает тот переговорный процесс, который устроит обе стороны».
В свою очередь, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявил, что этим проектом резолюции его авторы признали, что переговоры между сторонами необходимы и возможны. Одновременно он подчеркнул, что предлагаемый переговорный процесс ограничен во времени, и если стороны в течение четырех месяцев не примут никакого решения, то, согласно проекту, предложения Ахтисаари автоматически вступят в силу. «Этот проект резолюции неприемлем», — заключил Виталий Чуркин. Он считает, что предлагаемый сценарий не дает достаточных стимулов для серьезных переговоров между сторонами, и к тому же в каком-то смысле Совет Безопасности должен будет сейчас принять решение по поводу того, что будет происходить через четыре месяца.
«Мы продолжаем придерживаться своих принципиальных позиций, сформулированных в документе, который лежит на столе СБ ООН, — сказал Чуркин. — В условиях отсутствия полного понимания работа над текстом бессмысленна». Плюс ко всему, по его словам, новый проект косовской резолюции «не приблизил нас к платформе, на которой может быть найдено согласие». При этом дипломат отметил как позитивный момент, что западные страны согласились с необходимостью продолжения переговоров, на чем настаивала Россия…

Как известно, в последнее время российская позиция по Косово является темой обсуждения многих международных встреч на высшем уровне — об этом говорили на саммите G8 в Германии, на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге, в ходе дискуссий по вопросам безопасности в Брюсселе и Вене. Некоторые эксперты усматривают голосование России по косовской проблеме в ООН как предмет торга при обсуждении с Вашингтоном вопросов размещения элементов американской системы ПРО в Европе, вступления Грузии и Украины в НАТО и т.д.
Но более очевидным является неизбежность увязки решения вопроса о статусе Косово с разрешением ситуации вокруг непризнанных республик на постсоветском пространстве. Возведение в разряд прецедента решения о предоставлении краю независимости автоматически будет означать применение аналогичных подходов к рассмотрению статуса непризнанных республик.
В то же время, на саммите в Петербурге президент Путин подтвердил неизменность российской позиции — поддержки принципа территориальной  целостности как основополагающего принципа международного права, что было воспринято грузинским лидером Михаилом Саакашвили с величайшим удовлетворением. Однако за долгие четыре месяца, предлагаемые ООН для урегулирования косовской проблемы, все может измениться. И подходы, и приоритеты, и сама ситуация.
Прокомментировать проблему МиК попросил Евгения Минченко, генерального директора Международного института политической экспертизы:
- У нас изначально была позиция такая — хорошо, давайте, пусть Косово обретает независимость, но тогда тот же самый принцип относится и к непризнанным республикам на постсоветском пространстве. И насколько я помню, два года назад это была сверхактуальная задача, проводились специальные форумы, принимались резолюции о том, что косовский прецедент  должен стать основанием для урегулирования вопросов с Абхазией и Южной Осетией.
Но потом Запад занял такую позицию,  что Косово — это одно, а республики постсоветского пространства — совсем другое. И ситуация косовская — это не прецедент, а исключение. Соответственно, тогда наша дипломатия поменяла свою позицию и сказала: раз так, если это исключение, тогда мы это исключение допускать не будем, и тогда мы выступаем за территориальную целостность.
То есть, понимая, что не удается решить вопрос с этими так называемыми непризнанными государствами, с предоставлением им независимости, а фактически это невозможно, мы пришли к выводу, что нет смысла идти на уступки и в вопросах Косово.

- А если в одностороннем порядке независимость Косово признают США, что будет тогда? Мы ответим той же монетой и признаем Абхазию и Южную Осетию?

Тогда будет то же самое, как со многими государствами — одни их признают, другие — нет. Россия наложит вето на этот план и независимость Косово, принятую в одностороннем порядке, однозначно не признает.
Я думаю, что наши упрутся и все. То есть, Россия, насколько я понимаю, была готова пойти на независимость Косово, но в размене с непризнанными государствами на территории бывшего СССР,  а сейчас я в этом сомневаюсь. И я считаю мифологической версию Стаса Белковского  о том, что Путин готов сдать Приднестровье, я с большим сомнением к ней отношусь, и я думаю, что сейчас всем стало понятно, что быстрого решения проблемы непризнанных государств нет, и на сегодняшний момент  не существует. 
Соответственно, предпринимать какие-то резкие шаги абсолютно бессмысленно. Мой прогноз — что эта ситуация затянется лет на 10, на 20. Соответственно, с точки зрения мобилизации электората в ходе предстоящих избирательных кампаний 2007–2008 годов,  насколько я понимаю, не планируется использовать эту тематику — собирания земель, воссоздания империи и т.д. Насколько я знаю, такие предложения были и они были отвергнуты.
Соответственно, нужно подождать и не педалировать этот вопрос, и опять  громко заявить о том, что мы всячески поддерживаем принцип территориальной целостности.